Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
Документы
Документы федерального уровня
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Читательская грамотность в исследовании PISA
Документы регионального уровня
- Распоряжение Губернатора ЛО от 18.01.2021 № 28-рг «Об образовании межведомственной комиссии при Губернаторе ЛО по разработке и реализации Региональной программы повышения финансовой грамотности в ЛО»
- Распоряжение Комитета общего и профессионального образования ЛО №372 – р от 17.02.2021 «О проведении оценки уровня функциональной грамотности обучающихся 8 классов Ленинградской области с использованием PISA в 2021 году.
Документы школьного уровня.
Схема управления деятельностью по формированию функциональной грамотности в МБОУ "Опольевская ООШ".
Дорожная карта по формированию функциональной грамотности на 2022-2023 учебный год.
База данных педагогических работников МБОУ "Опольевская ООШ" привлекаемых к подготовке обучающихся к участию в региональной оценке качества образования по модели PISA в 2024 году.
Аналитическая справка по результатам участия обучающихся МБОУ "Опольевская ООШ" в РЭШ.
Выписка из протоколов школьных методических объединений.
Выписка из протокола родительского собрани.
Методические рекомендации
Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»
- Социально-образовательный проект по повышению финансовой грамотности населения
- Материалы вебинаров Академии Минпросвещения России:
—Читательская грамотность: как устроен умный текст (16.02.2022)
— Методика формирования структурных компонентов математической грамотности (09.02.2022)
— Естественно-научная грамотность: путь к успеху (26.01.2022)
— Читательская грамотность: от узкопредметной замкнутости к межпредметной коллаборации (19.01.2022)
— Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (22.12.2021)
— Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации». Ссылка
— Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности. Ссылка
-Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века». Ссылка
-Вебинар «Функциональная грамотность руководителя». Ссылка
-Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки». Ссылка
- Функциональная грамотность. Готовимся к PISA-2022. Глобальные компетенции и математическая грамотность (вебинар 03.02.2022)
-
Финансовая грамотность в основной школе: решаем задачи, учимся оценивать (вебинар 13.01.2022)
- Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
- Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
- Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
- Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)
- О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)
- Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны
- Функциональная грамотность — современный вызов для образования (онлайн-конференция)
- Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?
- Формирование функциональной грамотности — одна из основных задач ФГОС
- Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
- Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования
- Универсальные компетентности и новая грамотность (материалы НИУ ВШЭ)
- Опыт Москвы по оцениванию математической грамотности школьников
- Вебинар Новые грамотности: 4К. Что реально воплотить в образовательный процесс (08.10.2020)
- Вебинар Креативное мышление. Разговор с экспертом
- Вебинар «Формирование информационной грамотности младшего школьника» (14.05.2020)
- Пресс-конференция: Всероссийский форум по функциональной грамотности (декабрь 2019г.)
- Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности (17 декабря 2019г.)
- Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»
- Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»
- Мастер-класс «Формирование на уроках истории навыков коммуникации и сотрудничества с использованием сингапурских обучающих структур»
- Международный методический семинар «Формирование и оценка функциональной грамотность обучающихся» (ноябрь 2019г.)
- Вебинар «Функциональная грамотность школьников. Приемы смыслового чтения»(октябрь 2019г.)
- Вебинар «Функциональная грамотность современного младшего школьника» (апрель 2019г.)
- Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
- Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
- Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла
- Как эффективно управлять учебным процессом
- Цифровые джунгли
- Как научиться учиться
- Социально-эмоциональное развитие детей
- Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)
- КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики
- Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности
- Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
- Функциональная грамотность младшего школьника
- Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов
- Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности
- ИКТ-компетентность
- Глобальные компетентности
- Креативное мышление
- Речевое развитие
- Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе
- НАВЫКИ XXI ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (НИУ ВШЭ)
- Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
- Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика
- Функциональная грамотность как ориентир и результат качества образования