ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня.
Стандарт обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.
Основные цели введения стандартов:
- введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
- оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
- развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Категории детей с ОВЗ:
- дети с нарушениями зрения,
- дети с нарушениями слуха,
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР),
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА),
- дети с задержкой психического развития (ЗПР),
- дети с нарушением интеллекта (У/О),
- дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Сайт поддержки введения ФГОС ОВЗ: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
Нормативные документы
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 5.1 (скачать) (описание)
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 5.2 (скачать) (описание)
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития 7.1;7.2 (скачать) (описание)
Форма обучения - очная.
Нормативный срок обучения 4 года.
Практики нет.
Срок действия государственной аккредитации с 22 марта 2012 года по 21 марта 2024 года.
Численность обучающихся по адаптированной образовательной программе начального общего образования с тяжелым нарушением речи:
17 чел. (включая 0 иностранных граждан)
- численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) - 0;
- численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) - 17 (включая 0 иностранных граждан);
- численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) - 0;
- численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) - 0
Рабочие программы для обучающихся с тнр (5.1) 1 класс.
Рабочие программы для обучающихся с тнр (5.1) 2 класс.
Рабочие программы для обучающихся с тнр (5.1) 3 класс.
Рабочие программы для обучающихся с тнр (5.1) 4 класс.
Аннотации к рабочим программа.
Дистанционное обучение.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА (скачать)(описание)
Форма обучения - очная.
Нормативный срок обучения 4 года.
Практики нет.
Срок действия государственной аккредитации с 22 марта 2012 года по 21 марта 2024 года.
Численность обучающихся по адаптированной образовательной программе начального общего образования с нарушением опроно-двигательного аппарата - 2 чел. (включая 0 иностранных граждан)
- численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) - 0;
- численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) - 2 (включая 0 иностранных граждан);
- численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) - 0;
- численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) - 0
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (скачать) (описание)
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР (скачать) (описание)
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА (скачать) (описание)
Рабочие программы для обучающихся НОДА.
Федеральные документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79).
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ и умственной отсталостью.
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена) можно скачать по нижеследующей ссылке (.zip, ~ 21.1 Мб): http://bda-expert.ru/doc/fgos-ovz/2015-trebovaniya-realizaciya-oop-fgos-ovz.zip
6. Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 г. № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
7. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
8. Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
9. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования в соответствии с требованиями законодательства об образовании в период введения ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Ленинградской области (скачать doc 766 kb)
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (скачать pdf 4728 kb)
11. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (скачать pdf 3856 kb)
12. Порядок распространения рекламно-информационных материалов, публикаций в социальных частях, на официальных сайтах оранов управления образованием, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, общеобразовательных организаций, проведение онлайн-консультаций для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (скачать).
13. Перечень общеобразовательных учреждений, реализующих АОП для обучающихся с ОВЗ в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области (скачать).